Сайт детского сада №422 "Лорик"

Модуль “Энергия во мне и в мире”

Чтобы Человек был способен и мотивирован эффективно использовать энергоресурсы, необходимы не только компетенции в этой области, но и определенный способ мышления – «мышление энергосберегателя».

Образовательный модуль«Энергия во мне и в мире» создает условия к развитию «мышления энергосберегателя» в ребенке, основываясь на мировоззренческих представлениях детей старшего дошкольного возраста.

Цель образовательного модуля: развитие целостной картины мира ребенка старшего дошкольного возраста как фундамента для формирования мировоззрения.

Задачи образовательного модуля:

  1. Развитие представлений детей в области энергии, энергетических процессов в мире и в себе, энергосбережения.
  2. Воспитание разумного, бережного  отношения к энергетическим ресурсам.
  3. Формирование исследовательской инициативности детей.
  4. Развитие творческого воображения.
  5. Формирование представлений детей об основах проектной деятельности.
  6. Развитие интереса к экспериментальной деятельности для  исследования различных видов энергии.

Поставленные задачи на основе создания атмосферы научного творчества, реализуются через определенную последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий:

  •  формирование представлений об исследовании, исследователе как необходимых составляющих научной творческой развивающей среды, где ребенок-исследователь в игровой форме познает сложные понятия, явления, энергетические законы;
  •  формирование представлений об энергии, видах энергии, преобразовании энергии, с опорой на наглядно-образное мышление,  приобретенный жизненный опыт ребенка;
  •  обеспечение возможности для ребенка реализации своих ощущений, чувств и образов, выражения своих переживаний через диалог, эксперимент, игру, проект на тему энергосбережения;
  •  развитие фантазии, образного, игрового мышления через сказочные истории, которые рассказываются сразу в «трех измерениях»: вербальном, живописном, музыкальном; театральную игру, игру по правилам, различные виды художественной деятельности (рисование, создание композиции, конструирование, дизайн-чертеж, проект, замысел);
  •  расширение социального опыта ребенка, познание своего Я, формирование интереса к чужому Я через мир энергий, энергетические ресурсы, проекты энергосберегающих домов, электростанций и др. объектов.

Основные принципы реализации образовательного модуля:

  •  принцип сотрудничества предполагает диалоговое взаимодействие педагога и ребенка;
  •  принцип гуманизации педагогических отношений;
  •  принцип самоценности каждого периода развития ребенка (полнота реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, нацеленность на развитие у ребенка потенциальных способностей, опора на достижение предыдущего этапа развития);
  •  принцип индивидуализации образования (точка отсчета педагогических идей – жизненный опыт каждого ребенка, характер пережитых и переживаемых им эмоций);

В модуле «Энергия во мне и в мире» процессы воспитания, образования, развития детей старшего дошкольного возраста в области энергосбережения строятся на интеграции трех видов деятельности ребенка: исследовательской,  проектной и художественно-эстетической,  благодаря которой дети становятся первооткрывателями научных истин, физических законов, познают мир энергий, энергосбережение через доступные эксперименты c использованием театральной педагогики как средства создания развивающей среды.

Исследовательская деятельность ребенка в программе предусматривает определенную последовательность действий, согласно логике научного исследования: определение проблем и задач исследования, выдвижение гипотез их решения, сбор, систематизация и анализ полученных данных в ходе экспериментов, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выдвижение новых проблем исследования.

Создание творческой атмосферы, способствующей усилить эмоционально-чувственные аспекты познания ребенка через рождение ассоциаций, образов, фантазий при освоении определенной темы, достигается посредством музыки.

Авторы программы рассматривают музыку на занятии как творческий  способ освоения и познания ребёнком-дошкольником эмоционально-культурного аспекта общества, формированию творческого отношения человека и общества к окружающему миру и к самому себе.

Гармонично соединяя все элементы содержательной деятельности, музыка способствует формированию творческой культуры ребенка.

Посредством музыки усиливается эмоциональная окраска научных понятий, проблем, гипотез, научных открытий.

По-разному могут звучать энергии солнца, ветра, воды, вулкана.

Проектная деятельность как форма работы является составляющей исследовательской деятельности и направлена на реализацию и развитие творческих способностей, самостоятельной мыслительной деятельности ребенка, осуществление непосредственной связи между энергетическими понятиями и применением их в решении  энергосберегающих задач.

Проектная деятельность детей в программе обусловлена наличием значимой в творческом плане задачи Энергосбережения, требующей для проведения исследования интегрированного знания, практической значимости предполагаемых результатов исследования, самостоятельной (индивидуальной) или совместной (групповой) деятельности детей.

Выполненные ребенком плоская или пространственная модели как начало проектирования, индивидуальный или групповой проект (Например: модель «турбины электростанции», проект «парка развлечений, в котором живут энергии», проект «солнечного дома» или групповой проект «мусороперерабатывающего завода», «космической электростанции»), являются результатом усвоения, закрепления научных понятий, решения творческих задач. Их эстетическое оформление приносит ребенку радость,  возможность играть,  самостоятельно выбрать название, описать технологию, рассказать о сути проекта, защитить свой проект.

Авторами программы вводится понятие Исследовательской игры как результата интеграции исследовательской, проектной, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности.                                                                                            

Образовательная деятельность состоит из следующих элементов (форм работы):

  • Диалог;
  • Сказочная история;
  • Эксперимент;
  • Театральная игра;
  • Тематические рисунки, коллаж, объемные модели, коллективные макеты.

Организация всех видов образовательной деятельности ребенка осуществляется тремя педагогами: художником, музыкантом, специалистом по игре.

Программа рассчитана на два года, для детей 5-6 лет и 6-7 лет.