Сайт детского сада №422 "Лорик"

Деревянный конструктор “Теремок”

01Одним из направлений работы по развитию конструктивных способностей детей, формированию познавательной, исследовательской активности  в нашем садике является организация игр и занятий с использованием деревянного конструктора Теремок.

В основе конструктора лежат традиции русского зодчества, используется один из видов строительства русской избы, так называемый «сруб с остатком». Конструкторы изготовляются из экологически чистого материала – березы. Из деталей этого конструктора ребенок  может возводить всевозможные бревенчатые постройки, которые  легко разобрать и собрать на новый лад. Кроме бревнышек разной длины, в комплекте предусмотрены и другие строительные элементы: крыши, фронтоны, полы и окна.

Большое количество разнообразных деталей конструктора  позволяет проявить фантазию и творчески подойти к процессу строительства. Отличительной чертой  являются большие игровые возможности, позволяющие изменять площадь застройки, а также различными способами устанавливать перекрытия, двери, окна, винтовые лестницы, элементы крыши. К конструктору прилагаются подробные инструкции, где приведены пошаговые планы строительства нескольких моделей: от простых до наиболее сложных.  Сборка конструктора поможет ребенку  развить инженерные и конструкторские способности, научит читать схемы и следовать им.

Увлекательный процесс сборки конструктора позволяет почувствовать себя настоящим архитектором и освоить строительство разнообразных моделей домов по традиционной русской технологии «сруб с остатком».

Конструктор представляет собой набор строительных материалов: бревнышек различной длины, окон, дверей, винтовых лестниц, элементов крыши и т.д. и дает возможность возведения как самых простых строений  – колодец, гараж, веранда до возведения двухэтажных коттеджей с балконами, верандами и крыльцом.

Конструктор дает возможность работать на разных уровнях сложности: возведение постройки по имеющемуся образцу, по схеме или пошаговой инструкции,  построение по собственному замыслу.

Первый этап освоения игры – ознакомление с набором строительных элементов, способов соединения их в процессе создания постройки. Данная работа проводиться с детьми младшего и среднего возраста в виде ознакомительных занятий, на которых с помощью построения самых простых конструкций – сруб, гараж, отрабатываются умения соединять бревнышки, укладывая их в пазы, оставлять проемы и свободные участки в стене, устанавливать оконные блоки, сооружать конструкцию крыши. Дети получают первичные представление о составе конструктора и его возможностях. Данная работа развивает не только сообразительность, наблюдательность, умение работать по инструкции, но и развивает мелкую моторику, требует твердости руки и точности движений при укладке бревнышек в пазы.

Второй этап освоения игры – освоения приемов установки дополнительных элементов. Такими элементами являются полы, двери, винтовые лестницы, элементы декора. На этом же этапе возможно рассмотрение возможностей создания веранды, балкона, крыльца. Данный этап проводиться также в форме занятий по конструированию и предусматривает работу по заданному образцу.

Первый и второй этапы освоения игры включают в себя отработку приемов и способов действий, усвоения технологии сборки и основано на подражании. Данная работа не связана напрямую с творчеством, но это важный этап, который обеспечивает переход к самостоятельной творческой деятельности. Для большинства детей этот этап вызывает затруднения из-за недостаточного развития мелкой моторики и координации движений руки или из-за трудностей понимания алгоритма сборки. Данный этап позволяет  выявить детей, которым нужны дополнительные упражнения по развитию мелкой моторики, логики, также  позволяет выявить детей, которые с легкостью осваивают процесс  сборки, проявляя свои врожденные логические и конструктивные способности.

Конструктор дает возможность  не только  собирать модели различных построек, но и активно включать их в игру. Каждое наше занятие по конструированию оканчивается обыгрыванием постройки, включением её в  сюжетно ролевую  игру. Для этого детям предоставляются различные дополнительные материалы, игрушки. Это  деревянные детали, плашки, модели животных и людей, модели автомобилей, и т.д.  Каждый ребенок самостоятельно придумывает сюжет и,  дополняя  свою постройку необходимыми атрибутами, может проявить свою фантазию и индивидуальность. Обыгрывание постройки дает понимание того, какие возможности для развертывания игры дает использование тех или иных элементов  в строительстве.

Третий этап освоения игры – воссоздание построек по схемам, или пошаговым инструкциям.  Данная работа по силам детям старшей и подготовительной группы и организована в группах как свободное конструирование под руководством воспитателя. Работа по схемам и пошаговым инструкциям способствует развитию пространственного мышления, учит читать схемы и следовать им.

Четвертый этап игры –  изготовление построек различного назначения  по собственному замыслу. Данный этап обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают что и как будут конструировать, используя знания и умения, полученные ранее.

Благодаря большому разнообразию строительных  деталей конструктор позволяет построить большое количество вариантов строений, задающих сюжеты игры. Многофункциональность  игры побуждает детей к новым и новым экспериментам, совершенствованию конструкторских навыков и умений.