Сайт детского сада №422 "Лорик"

Путешествие от замысла к воплощению темы

Период подготовки больше, насыщенней по содержанию, чем сам праздник. В нем совершаются различные открытия, у детей от младшей до подготовительной группы возникает множество театральных, постановочных, декорационных, сценарных  «проектов». Во время подготовительного периода каждый (и ребенок, и взрослый) как будто поднимается со ступеньки на ступеньку в догадках и понимании общего замысла, предчувствует и желает его осуществления. Период ожидания интересен постоянством общей темы, которая удерживается педагогами в центре внимания воспитанников достаточно длительное время, объединяет различные предметы, детей различных возрастов. В нем важно состояние «ещё-не-готовности», это школа самостоятельности и ответственности для детей педагогов.

Тема прячет в себе сюжетный каркас, способный наполняться различными эпизодами. И сначала придумываются, прорабатываются педагогами и детьми именно эпизоды, отдельные сцены, выходы, «номера», сюрпризы – «микроновеллы», заготовки, части сценария.

В подготовке к празднику координируют свои усилия воспитатели, педагоги и родители: создается сценарий, подбирается музыкальный материал, придумываются декорации, элементы оформления и подарочные поделки. Атмосфера праздника наполняет жизнь детей радостным ожиданием: на занятиях в «Художественных мастерских» они охотно участвуют в создании декораций для зала, поделок для украшения группы, подарков для родных; на «Словесности»  начинает работу  Мастерская слова: размышления о празднике, пожелания близким находят отражение в сценарии действа и подарочных открытках; на занятиях «Творческой игрой» проигрываются сцены, идет работа над выразительностью речи, мимики и движений героев. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощряют исполнительское творчество детей,  развивают у детей в соответствии с их индивидуальными способностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстникам; развивают свободу самовыражения; побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;  учат детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации.

Мы играем, гуляем – это и есть введение в тему будущего «события»-праздника. Мы слушаем музыку, рисуем картины, ищем характер движений – это и есть…мы читаем сказки, анализируем сюжеты и систему персонажей, придумываем сказки – из этого рождаются фрагменты сценария, складываются образы героев нашей сказки, проступают контуры возможных событий, слышатся реплики, которые через некоторое время прозвучат со сцены.

«Для детей погружение в мир досуга, игры – это ожидание откровения, предощущение тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни. Это не бессознательное стремление, а скорее подсознательное. Дети если не генетически, то интуитивно, собирательно, осознают моменты приближения открытия чего-то важного для себя, открытия истины.

Досуг, игра – источник наслаждения, законы и правила которого непредсказуемы, но которые воссоздают предсостояние радостного бытия. Дети настраиваются на встречу с игровым наслаждением, этот настрой – важный момент приближения к истине, время их свободного личного действия.

Действия эти могут быть несовершенными, но они имеют важнейшие и необратимые последствия для творческого развития ребенка, для его настоящей и будущей жизни».

Эта обстоятельная цитата профессора педагогического института Шмакова С.А. наиболее полно отражает наше представление о  театрализованной праздничной игре.

Сценарий праздника с одной стороны отражает события, происходящие в окружающей действительности, с другой стороны представляет собой сборник сочинений всех детей детского сада. Фрагменты сценария в виде сказок, пожеланий, размышлений преподносятся родным в качестве подарка, появляются на страницах детсадовского журнала «Лорик».

Предпраздничная работа взрослых всегда четко спланирована. Воспитатели подбирают в связи с основной темой праздника рассказы, стихи, игры. Подготовка к празднику начинается своевременно, проводится планово, без спешки, чтобы дети имели возможность вжиться в сказочные образы, проникнуться  симпатией к персонажам, постепенно усваивать материал. Важным условием является доступность  праздничного материала; если материал дается детям по их силам и возможностям, то и не требуется длительной подготовки.

При составлении праздничной программы для нас важно предусмотреть участие всех детей– каждый должен почувствовать себя артистом. При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы.

Музыка на празднике занимает ведущее место. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.  Подбору музыки уделяется большое внимание. Хорошая музыка и высококачественное исполнение её способствуют развитию художественного вкуса у детей, а также вызывает у них положительные эмоции. Музыка на празднике соответствует общему характеру и содержанию праздника и его отдельным моментам: выход каждого героя, любой поворот сюжета сопровождается музыкальным комментарием. На музыкальных занятиях  происходит «погружение» в определенную ситуацию. Педагог помогает детям проникнуть внутрь музыкальных произведений, ощутить теплоту, свежесть, мысленно прикоснуться к звукам, поговорить с героями. Вместе с детьми педагог исследует эмоциональное состояние и характер пространства, в котором они существуют и действуют. Так ненавязчиво дети подводятся к исполнению танцевальных движений, характерных для определенных персонажей, явлений природы. Педагог направляет творческий поиск детей, их инициативу.

Праздник не бывает без песни. Песня доступней всего для ребенка. Песни исполняются хором, небольшими группами детей и солистами. Особое внимание в разучивании песен мы уделяем выразительности исполнения песни – очень эффектно смотрится сопровождение пения различными движениями, подходящими к содержанию песни. Движения под музыку помогает лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, темп исполнения.

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Танцы должны быть доступны как по содержанию, так и по характеру движений. Постановка и отработка танцев происходит хореографом на занятии, но старшие дети могут самостоятельно повторять движения танца и мы учитываем такой момент в свободной деятельности детей. При этом важно привлекать к участию, просмотру или повторению детей, медленно запоминающих новые движения.