Сайт детского сада №422 "Лорик"

Формы работы

О применяемых в процессе осуществления образовательной деятельности формах работы с обучающимися, обеспечивающих формирование у обучающихся интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла

Образовательная деятельность состоит из следующих элементов (форм работы):

  • Диалог;
  • Сказочная история;
  • Эксперимент;
  • Дневник исследователя;
  • Сюжетно-ролевая, театральная игра;
  • Тематические рисунки, коллаж, объемные модели, коллективные макеты.

Диалог. Каждое занятие начинается с диалога. Именно в такой форме происходит постановка проблемы по теме. Педагог отталкивается от представлений ребенка, его собственного жизненного опыта. Организация диалога с детьми дает возможность создать интерес к проблеме, становится точкой отсчета исследовательской деятельности. В ходе диалога формулируется противоречие, являющееся обязательным условием исследования, а также выдвигается гипотеза исследования.

Сказочная история. В дошкольном возрасте, когда еще не сформировано мировоззрение, доминирует эмоционально-чувственное, образное мировидение. Ребенок мыслит образами, а поэтому наиболее близкой к его восприятию является сказка, в которой может быть представлена целостная картина мира, включающая рациональные и эмоционально-чувственные, мифопоэтические компоненты. Представление научных понятий, законов, природных явлений через сказочные истории способствуют развитию образного мышления, воображения детей в поле осваиваемой темы.

Эксперимент. Исследователи детского экспериментирования выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. (Поддьяков Н.Н., Лямина Г.М., Усова А.П., Панько Е.А. и др.). Предусмотренные в программе эксперименты в ходе исследовательской игры позволяют ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей, преобразований и т.д. В процессе проведения эксперимента осуществляется проверка гипотез, выдвинутых во время диалога педагогом и детьми.

Дневник исследователя. Результаты экспериментов оформляются (зарисовываются, приклеиваются) на страницах Исследовательского дневника ребенка, в котором ребенок выступает в роли ученого (См. Приложение №).

Сюжетно-ролевая, театральная игра. Использование игры как средства достижения главной цели программы обосновано тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. По мнению Л.С. Выготского: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста … ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Театральная игра пронизывает все элементы образовательной деятельности. Она может быть организована на этапе эксперимента (эксперимент с «древним компасом», когда дети перевоплощаются в участников древнего торгового каравана, идущего из Китая в Европу; эксперимент по созданию электрической цепи, когда дети выбирают роли батарейки, лампочки, проводников). Дети активно играют на тему сказочной истории (Игра-путешествие, в которую берем с собой энергии, ищем различные виды энергии вокруг нас, игра в солнечную энергию, когда дети выбирают роли солнца или семечка растения, игра «Солнце и частички воздуха», где каждый ребенок становится солнышком и нагревает частички воздуха, других детей). Игра может возникнуть с моделью, игрушкой, выполненными во время занятия (Игра в самолетики, игра с прыгающей лягушкой – оригами).

Тематические рисунки, коллаж, объемные модели, коллективные макеты. В процессе художественно-эстетической деятельности дети мыслят чувствуя. Педагог создает возможность выбора художественного материала: гуашь или акварель, пастель; разный материал для коллажирования: картон, фольга, цветная бумага и др.; величина и форма листа бумаги для передачи ощущения пространства, где будет рожден образ, созданный воображением ребенка. Воплощая на листе бумаги образ, ребенок анализирует ситуацию, проигранную и прожитую на занятии, выстраивает свое отношение к ней, рефлексирует по поводу нового знания, создает творческую работу. Работа над коллективными моделями, макетами, проектами осуществляется в процессе театральной игры, направленной на развитие чувства партнера, выбора способа эффективного общения.

Формы педагогического взаимодействия в образовательном процессе

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение: содержание, методы, средства обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагог организует взаимодействие.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой.
На протяжении дня воспитатель, опираясь на синергетический подход, имеет возможность, осуществлять процесс обучения вне формализованных рамок: дети, собираясь на прогулку, договариваются о правилах игры или совместно решают, как обустроить игровую и рабочую зоны, или помогают друг другу собраться на прогулку, решая коммуникативные и нравственные задачи медийного характера.

«Гостевания» разновозрастных групп в формате выставок, праздников, конкурсов создают дополнительные сверхобразовательные когнитивные эффекты детского самообразования, так это происходит в режиме свободного – открытого общения.

Создание авторских медиа – проектов закрепляет результат образования в продукте, видимом и осязаемом, что особенно важно для маленького ребенка с ведущим кинестетическим способом освоения мира и одновременно создает условия дальнейшего роста личности ребенка (См. Приложение №4).

Совместные с родителями проекты, праздники создают благотворную развивающую образовательную среду для малыша, когда он видит, что его родители так же могут играть, мечтать, думать, танцевать и петь.