Сайт детского сада №422 "Лорик"

О проекте “Юные исследователи”

Статус проекта: региональный

Документ, подтверждающий статус инновационной площадки:  Постановление Правительства Свердловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 17.12.2015 № 1115-ПП “Об утверждении перечня региональных площадок в Свердловской области”» от 22.12.2016 № 887-ПП

Сроки реализации проекта: 2016 год – 2020 год

Сегодня развивается система STEAM-образования, как один из основных трендов в образовании. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции программ в единую схему обучения. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика.

STEAM-образование подразумевает интегрированную среду, в которой дети начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Обучающиеся в такой интегрированной среде изучают робототехнику, на которой программируют и конструируют собственных роботов. На занятиях используется специальное технологическое оборудование.

В рамках проекта «Юные исследователи» разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного образования естественно-научной и художественно-эстетической направленности:

* «Энергия во мне и в мире» – S (Science – наука);
* «Лего-моделирование» – T (Technology – технология),
* E (Engineering – инженерное искусство, творчество);
* «Введение в язык искусства» – A (Art – искусство);
* «Живая математика», «Шахматы» – M (Mathematics – математика, логическое мышление)

Проект «Юные исследователи» предусматривает в игровой форме развивать природную любознательность детей и их желание создавать, изучать и исследовать мир естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики. Возможности для развития безграничны: дети в содружестве с педагогами и родителями, используя специально созданную образовательную среду, будут конструировать и создавать свои проекты, свою Планету, где их ждут движущиеся механизмы, весёлые игры и неожиданные открытия. С каждым новым проектом дети будут всё больше узнавать о принципах работы простых механизмов, движении объектов и измерениях величин. Программы данных направлений создают условия для развития у детей основ инженерно-проективного мышления, формирования навыков конструирования и моделирования технологических процессов; интересов к сфере политехнического образования, технического творчества и обращенности к искусству.

Программа «Энергия во мне и мире» направлена на активное познание путем наблюдения окружающего мира, его исследования, постановки эксперимента, анализа и сравнения. Проектная деятельность ребенка на занятиях является составляющей исследовательской деятельности и служит реализации и развитию творческих способностей, самостоятельной мыслительной деятельности ребенка, осуществлению непосредственной связи между энергетическими понятиями и применением их в решении энергосберегающих задач.

Целью программы «Живая математика» является создание условий для формирования у детей основ математического мышления посредством игры с математическими «знаками» и «символами». Оперирование и игра с математическими «символами», фигурами и телами способствует развитию у детей пространственного мышления.

Пользу программы «Шахматы» мы рассматриваем по нескольким направлениям:

  • Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Размышляя какой фигурой сделать ход, дети учатся самостоятельности и ответственности.
  • У ребенка развивается пространственное воображение.
  • У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
  • Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание, у него вырабатывается усидчивость.
  • Шахматы сродни творчеству. В шахматах нет готовых ответов. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Программа «Лего-моделирование»

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию с использованием строительного материала, конструкторов, пособий. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании.

Программа «Лего-моделирование» содержит в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные навыки и способствует всестороннему развитию таких важных мыслительных процессов как анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию. Лего-моделирование непосредственно направлено на развитие пространственного и основ инженерного мышления.

Решаемые на занятиях задания способствуют повторению математических понятий, умению применять полученные знания на практике.

Программа «Введение в язык искусства»

Развитию инженерно-проективного мышления способствует развитие эмоционально-чувственного аппарата, с помощью которого ребенок познает окружающий его мир. А. Мелик-Пашаев отмечал, что «эстетическое отношение к действительности, в его развитых формах, – это способность человека воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение их неутилитарной ценности и внутренней жизни, родственной его собственной, и в силу этого осознанно переживать свою сопричастность миру: другим людям, природе, произведениям человеческой культуры». В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, преломленная через индивидуальность художника или ребенка. В процессе образовательной деятельности мы обязательно работаем на стыке реального и параллельно отражаемого миров, на мостике, который и есть собственно процесс творчества. Это всегда деятельность “по поводу” какого-либо явления и обязательно “по поводу” опыта ребенка. Создание творческой атмосферы, способствующей усилить эмоционально-чувственные аспекты познания ребенка через рождение ассоциаций, образов, фантазий на тему занятия, достигается посредством музыки. Авторы программ рассматривают музыку на занятии, как творческий способ освоения и познания ребёнком-дошкольником эмоционально-культурного аспекта общества, формированию творческого отношения человека и общества к окружающему миру и к самому себе.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи выделял один из семи принципов мышления Arte/Scienza – стремление уравновесить науку и искусство, логику и воображение. Он писал о синестезии – взаимодействии и слиянии чувств как характерной особенности выдающихся артистов и гениальных ученых.

Архитектор-эколог Фр. Хундертвассер проектируя энергосберегающие дома, говорил о единстве технических решений и художественной красоты зданий в гармонии с законами природы.