Сайт детского сада №422 "Лорик"

Игровая зона

Эта зона- самая большая и главная, так как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Педагог должен уметь проектировать образовательный  процесс как развивающую познавательную  игру и прогнозировать результат своей деятельности. Опыт театральной педагогики помогает овладеть этим и понимается  как умение воспитателя затевать и вести игру с детьми, умение привести механизм восприятия ребенка в движение. Богатый арсенал упражнений, разработанный в практике театральной педагогики, обеспечивает активизацию всего чувственного аппарата ребенка, с помощью которого он может в полной мере познать окружающий мир, успешно освоить процесс социализации. Поэтому  приоритетным направлением развития содержания образования –  использование игры как введения в предметный и социальный  опыт ребенка. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах поведения. В игре дети  взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, а такое взаимодействие способствует  прочному усвоению социального опыта.

Предметная среда, окружающая ребенка, состоит из оборудования и игрушек, воспроизводящих «настоящий» предметный мир взрослых, и простейших форм, которые дают свободу для фантазии и самовыражения ребенка. Современные исследования, в частности Дьяченко О., Новоселовой С., Петровского Н. показывают, что статичность большинства предметов, окружающих ребенка, их жесткая функциональная закрепленность служит существенным тормозом в развитии детского творчества. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства.

Наша позиция состоит в моделировании пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-речевые, эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

В основе построения предметно-пространственной, развивающей среды лежат следующие принципы:

  • Принцип  самостоятельности, творчества

–  позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение  к среде: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и  способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценки;

– обеспечивающий, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии со средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и т.п. или оригинальность, полезность, новизна; а с другой – создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества, соучастия и др.).

  • Принцип интегративности – определяющий взаимодействие различных видов предметности в совместной и самостоятельной деятельности детей, созидательной деятельности педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и родителя, ребенка и продуктов культуры; определяющий взаимодействие языков искусства.
  • Принцип стабильности –  динамичности –
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – духовное пространство, пласт отношений, возникающих как гармоничное взаимодействие в среде развития педагога и ребенка, образующее духовное поле личностей – взрослой и детской, приносящее эмоциональный комфорт и эстетическое наслаждение тогда, когда в нем взращиваются гуманные отношения, когда оно наполняется любовью к искусству и друг другу, нравственно-эстетическими ценностями, содержательными коммуникациями, творческой свободой личности. Все это создает эмоциональный комфорт ребенку в мире людей и культуры, побуждает его к творчеству.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды –
  • Принцип трансформируемости, мобильности –
  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии –
  • Принцип учета возрастных и половых различий детей-
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования –
  • Принцип многофункциональности –
  • Принцип, стимулирующий исследовательскую деятельность и активность ребенка – стимулирующими факторами явились ситуации выбора, незавершенность образа, проблемность, неожиданность представленного образа, постановка дальней цели ребенком или педагогом (опыт, спектакль, игра).

Создание сложного и безопасного пространства обеспечивает возможность реализации склонностей ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов; предоставляет возможность для многовариантных игр. Таким образом, игровое пространство имеет свободно определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые  давали бы простор изобретательству, открытиям.

Пространственно-предметная среда представляет собой, многофункциональную, мобильную и быстроизменяющуюся часть пространства группы, детского сада, дополняемость которой, зависит от потребностей и интересов детей, содержания специально организованных и совместных видов деятельности.

Именно поэтому, детский сад считает важным и необходимым направлением своей работы – архитектонику среды, то есть создание многофункциональной игровой мебели, которая отвечает запросам детей и педагогов, по обеспечению развивающего пространства для каждого ребенка и позволяет реализовывать такие функции как:

  • конструктивность – трансформация игрового пространства по замыслам детей;
  • возможность и необходимость двигательной активности детей в игре;
  • развитие творческих способностей в процессе преобразования игрового пространства;
  • увеличение пространства группы;
  • обновление игрового пространства группы;
  • возможность для каждого ребенка создания своего индивидуального пространства;
  • удобное, компактное расположение и  хранение игрушек в группе (ящички для хранения игрушек в ступеньках, множество полок внутри конструкций).

В настоящее время по проекту, разработанному педагогами детского сада  создано несколько вариантов игровой мебели.

Игровой модуль «Горка» – прост в применении, сочетает в себе свойства горки, шкафа  для хранения игрушек и спортивного тренажера. Катание с горки является одной из любимейших детских забав. Являясь веселым развлечением, «Горка» одновременно  стимулирует двигательную активность детей: для того чтобы спуститься с горки необходимо подняться по ступенькам, скатившись оббежать горку, чтобы подняться вновь. Внутри горки вмонтированы арки, которые могут служить гаражами для игрушечных машин или домом для кукол.  Округлая, обтекаемая форма делает «Горку» безопасной для детей. Бежевый цвет «Горки» не напрягает глаза, а использованные в отделке желтый, синий, зеленый, голубой цвета поднимают настроение.

Игровой модуль «Замок» условно можно разделить на три части: лесенка, башенка, балкончик. Появление этажности в конструкции способствует расширению игрового пространства, что делает ее доступной для многих детей: в ней много открытых пространств и переходов, двигаясь по которым с одного уровня на другой, ребенок физически развивается, учится взаимодействовать со сверстниками. Игровой модуль способствует развитию творческого воображения детей:  превратив балкончик в яхту можно отправиться в морское путешествие, под балкончиком можно играть в дом, а можно в гараж или открыть автомастерскую; башня может быть дворцом принцессы или космической ракетой, на которой можно полететь  на Луну; лесенка, превратившись в  автобус, отвезет детей на экскурсию в зоопарк или в цирк.

Комплекс столов «Солнышко» состоит из пяти частей: четырех «лепестков» в виде выгнутых трапеций и круглой серединки. Округлая форма столов безопасна для детей,  сглаженные углы снижают вероятность травмирования. Приглушенные тона не раздражают глаз, снимают напряжение. Столы многофункциональны: за ними можно принимать пищу, проводить занятия, играть в настольные игры, сами столы можно использовать в качестве большого конструктора. Собранные вместе они образуют один большой круглый стол, за которым приятно собраться всем вместе и отметить чей-нибудь День рождения, заняться совместной продуктивной деятельностью (аппликацией, рисованием, и т.п.). Когда столы собраны вместе, освобождается место  в группе,  расширяется игровое пространство.

Таким образом, мебель, являясь частью игрового оборудования, не занимает много места и легко трансформируется по замыслам детей. Создание проектов многофункциональной игровой мебели для детского сада осуществляется при содействии архитекторов, дизайнеров и художников. Идеи и замыслы педагогов претворяются в жизнь благодаря сотрудничеству с мебельной фирмой, что позволяет делать мебель по индивидуальному заказу и постоянно обновлять предметно – развивающую среду в группах.