Сайт детского сада №422 "Лорик"

Многоликий мяч

Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.

Мяч – прообраз мироздания. Младенец может завороженно рассматривать и нескончаемо долго поворачивать перед собой мячик, шарик или другой сферический предмет, удерживая его двумя ручками. Затем, едва научившись сидеть и ползать, малыш неизменно радуется, удивляется или даже сердится на то, что мяч от него убегает, причем в самом неожиданном направлении. Малыш пока еще не может самостоятельно передвигаться. Но мяч призывает его к движению.

Мяч – предмет для великого многообразия действий. Обхватывать и удерживать круглые предметы малыш научается к 4–5 месяцам, а вот выпускать из рук, катать и бросать – на протяжении следующих лет, руками, ногами, головой, посредством разных приспособлений. Пожалуй, в этом мячу равных нет и не было.

Мяч – предмет наблюдения и экспериментирования. Исследование качеств и свойств разных предметов имеет для маленького ребенка огромное значение. Так малыш знакомится с миром, в котором живет, и опытным путем осваивает его. Детские наблюдения закономерностей предметного мира невероятно оригинальны. Например, теннисный мяч можно удерживать одной рукой, а большой надувной – только двумя руками. Большой мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. На папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке – шарик для пинг-понга.А как здорово бросать мяч с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол или землю, асфальт или песок, или звучание бубенчика внутри мячика…Но, пожалуй, самое увлекательное занятие для маленьких детей – это катание мячика, сначала руками, а потом ногами. И тут случаются забавные открытия. Маленький мяч в броске проскакивает между ручками годовалого малыша, с мягким тряпичным мячиком не хочется расставаться.И ногой попасть по мячу и направить его к цели не так просто. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч.Это очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. А в 6–8 лет дети уже осознанно сравнивают и обсуждают свойства мячей. Все эти наблюдения в раннем и дошкольном детстве ребенок делает сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея – все более осознанно. Собственный практический опыт и экспериментирование становится для ребенка основой важных самостоятельных физических наблюдений.

Мяч – средство общения. Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Еще не говорящий карапуз приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. Например, скатывать его с горки, закатывать в ворота, забрасывать в корзину или кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в футбол и играть в вышибалы можно только «договорившись» поиграть. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.