Экологическое образование
По указу Президента Российской Федерации 2013 г. был объявлен Годом охраны окружающей среды. Были поставлены задача осуществить необходимые мероприятия для обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. В свете данного указа наша основная задача, как дошкольного образовательного учреждения- это экологическое образование дошкольников.
Экологическое образование – это больше, чем просто изучение и охрана природы. Это ознакомление с людьми, их профессиями и занятиями, их взаимоотношениями с природой, между собой и самими собой. Это и развитие знаний, навыков общения и отношения ко всему, что происходит в мире, окружающем каждого человека, начиная с самого раннего детства. Поэтому, можно смело утверждать, что экологическое образование – это «все обо всем и обо мне самом». И в конечном итоге, экообразовательный процесс включает пять элементов: осведомленность, знания, отношения, навыки и активное участие в исследовании и сохранении красоты и гармонии мира.
С момента рождения ребенок попадает в определенную жизненную среду, находится с ней в постоянном взаимодействии. В ней он развивается, воспитывается, обучается. В ней формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности взаимодействия с окружающей средой и определенной автономности в среде обитания, возможности вмешательства в окружающую среду и преобразования ее.
Сегодняшние дети – это завтрашние лидеры и активные участники жизни общества. Поэтому уже сейчас, в раннем детстве, они должны учиться защищать, сохранять и восстанавливать окружающий мир. И уже сейчас важно дать детям знания о воздухе, которым мы дышим, о воде, которую мы пьем, об изменении и устойчивости природы, о биоразнообразии и необходимости его сохранения для устойчивого развития окружающего мира, о разнообразии людей, их культур и профессий, о проблемах загрязнения и отходах. Все эти знания помогут детям научиться в будущем принимать верные решения и делать верный выбор.
Цель экологического образования – это организация непрерывного процесса обучения, воспитания и развития ребенка, направленного на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи экологического образования:
- Дать ребенку целостное, ёмкое и яркое представление об окружающей его природной и социальной реальности
- Направить по пути определения собственной личностной позиции в мире.
- Научить разумно строить отношения с окружающим миром и самим собой на основе идей гуманизма.
Нами определены следующие подходы и принципы к экологическому образованию:
- Комплексно-интегративный подход, т.е. реализация во всех формах, специфических для детей дошкольного возраста, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, форме творческой активности (изобразительное творчество и словотворчество), обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка (ФГОС дошкольного образования)
- Принцип совместной деятельности, т.е. взаимодействие всех субъектов образовательного процесса – детей, педагогов и родителей
- Временной подход, т.е. начало экологического образования- приход в детский сад, и окончание- выпуск детей в школу
- Принцип преемственности, т.е. преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
- Принцип возрастной адекватности, т.е. соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей