Инновационные педагогические технологии, используемые в проекте
В проекте «Медиаобразование в детском саду» для достижения новых образовательных результатов используются инновационные педагогические технологии.
Для реализации данного проекта была разработана модель интегрального медиаобразовательного пространства:
Медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами.
Современный педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными, информационными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Именно применение методик медиаобразования побудило наш коллектив обрести информационные навыки, которые оказываются одним из преимуществ современного педагога. Все педагоги детского сада прошли обучение в области медиатехнологий, руководитель проекта «Медиаобразование…» прошла годичное обучение на курсах повышения квалификации ИРО в области информационно-коммуникативных технологий. Для реализации проекта мы взаимодействуем с родителями специалистами в области информационно-коммуникативных технологий для технической поддержки проекта и для разработки и сопровождения сайта, где предлагается информация о реализации проекта. Использование мультимедиа позволило значительно повысить качество образовательного процесса в условиях введения и реализации Федеральных государственных требований.
Методы медиаобразования:
- игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.);
- словесные (рассказ, беседа, обсуждение и решение проблемного вопроса, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.);
- наглядные (просмотр аудиовизуального материала);
- репродуктивные;
- исследовательские;
- эвристические;
- проблемные.
Данные методы основаны на следующих дидактических принципах:
- социокультурное развитие творческой личности в образовательном процессе;
- научность;
- систематичность и доступность обучения;
- связь теории с практикой; наглядность, активность детской аудитории;
- переход от обучения к самостоятельной деятельности;
- связь обучения с окружающей действительностью;
- положительный эмоциональный фон;
- учет индивидуальных особенностей детей.
Как повышение качества образовательного процесса, мы рассматриваем обновление образования, на основе технологии проектной деятельности. Причем развертывается данная технология не только в непосредственно- образовательной деятельности с детьми, но и в информационно-коммуникационных проектах (интеграция с медиаресурсами), в которых объединяются дети и родители, а также педагоги и выпускники детского сада, а ныне учащиеся школ и гимназий. Такая открытость в дошкольном образовании особенно важна в решении современных воспитательных задач.
В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделялось созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использование различных методических средств.
К их числу относятся:
– организация медиазанятий как систематического целенаправленного, творческого процесса; их планирование в форме детских видов деятельности, т.е. в рамках определенного социо-культурного контекста;
– адаптация необходимых элементов теоретических знаний о медиатексте к возрастным особенностям детей, т.е. сведение их до уровня понимания дошкольника;
– на всем протяжении медиазанятий деятельность детей сопровождается наглядно-демонстрационной деятельностью воспитателя;
– широкое использование различных игровых форм в процессе организации совместной деятельности с детьми;
– систематическое одобрение, эмоциональная поддержка деятельности ребенка со стороны воспитателя.
Использование медиабразовательных приемов в проектной деятельности детей и взрослых позволяет сформировать у детей:
- умения воспринимать и передавать информацию;
- понимание, оценивание визуальных иллюстраций;
- выражение личной позиции к изображению, высказыванию,
помогает получить хорошие результаты при формировании коммуникативной, информационной и познавательной, творческой компетенции воспитанников. В результате дети не только в непосредственно-образовательной деятельности с использованием медиаресурса могут работать с информацией, представленной в электронном виде, но и в самостоятельных видах детских деятельностей, в том числе проектной.
Включение в образовательный процесс театральной технологии дает нам возможность быть не только обладателями знаний, но и специалистами, умеющими этим знаниями увлечь, обаять, подарить их как благо, чтобы они не было отвергнуты или забыты; позволяет превратить совместную деятельность в увлекательные «предлагаемые обстоятельства». Помогает ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, мифопоэтической, жизненной реальности; выбрать соответствующий инструмент, позволяющий действовать адекватно им; менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.
Театральная технологиядает возможность гармонично развивать ребенка, ее методы лежат в основе реализации образовательных задач, с учетом специфичных для театра аспектов, которые позволяют принципиально по-новому строить взаимодействие с ребенком в процессе развития и образования:
– театр как игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
– театр как ролевая игра;
– театр как социальный институт;
– театр как культура игры с предметом;
– театр как модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;
– театр как модель развертывания процесса от замысла до реализации;
– театр как встреча замыслов (или версий) и рождение на их основе нового, единого;
– театр как рассмотрение замысла с разных сторон – из разных языковых пространств;
Театр можно понимать как метаязык, из которого происходят наши основные понятия, категории, ценности.
Равноценными партнерами педагогического процесса в нашем детском саду являются педагоги, дети, родители.
Поэтому нами используется технология психолого-педагогического партнерства с родителями. Партнерское взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких участников образовательного пространства.
Равноценность субъектов подразумевает:
- открытость к взаимодействию;
- возможность запросить, и получить информацию;
- инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из участников образовательного процесса.
Степень эффективности партнерства и сотрудничества обусловлена:
1. Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
2. Совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса;
3. Свободой выбора форм, средств, участников деятельности.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть сформулирован как сочетание тёплого эмоционального отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в пределах которых предоставляется достаточная свобода для личной инициативы.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация нашей совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, т.е. включение родителей в образовательный процесс:
- в планирование разных видов на всех уровнях: организационных форм обучения, совместной и самостоятельной деятельности детей;
- в разработку рабочих программ педагогов, комплексно-тематических планов совместной работы;
- в организацию образовательного процесса;
- в создание творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными достижениями;
- в организацию медиаобразовательной среды;
- в привлечении родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством образовательного процесса.
Критериями партнерства и сотрудничества с семьей определены:
- осознание цели деятельности каждым участником процесса;
- четкое разделение и кооперация труда между его участниками;
- личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
- положительные межличностные отношения;
- четкое представление о возможностях, условиях обеспечения информационно-коммуникативной компетентности педагогов, родителей;
- включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем образовательного процесса.