Особенности предметно-развивающей среды в группах
организована для обеспечения побуждения ребенка к развитию, к творческой самореализации. Такая среда – своеобразная «библиотека», в которой все элементы среды – носители разных культурных смыслов, средства развития, образования ребенка. Образование мы понимаем как формирование (становление) “образа себя”, “образа мира”; выбора и “обустройства” своего места в мире. Образование – это достижение личностью таких качеств, как стремление к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открытость для восприятия нового опыта, способность к осознанному выбору в разнообразных жизненных ситуациях, адекватность самому себе и окружающему миру природы, людей и вещей.
Психолого-педагогической основой построения среды развития ребенка является теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка и теория амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. Знания, выступают не как самоцель, а как средство развития ребенка. В центре внимания педагога находится личность ребенка, ее развитие через специфичные для дошкольного возраста виды деятельности и формы приобретения им знаний, навыков, ценностных ориентаций.
Развитие ребенка идет через взаимодействие с педагогом. Процесс движения воспитанника в пространстве знаний, опыта культуры, информационного потока позволяет обеспечить образованность одновременно с личностным и социальным опытом. Индивидуальный подход к ребенку предполагает принципиально новый тип учения, как процесс, направленный на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
Пространственно-развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей каждой группы. Игровые комнаты – свободное трансформирующееся пространство с достаточным разнообразием предметного наполнения: с одной стороны, стабильное оборудование, с другой, – возможность для ребенка организовывать свое индивидуальное пространство.
Мебель, соразмерна детям всех ростовых групп; мебель-игрушки различных размеров для детей разных возрастов; модульные игровые элементы разных форм и размеров из различных материалов и разнообразных по цвету; наборы различных видов игрушек (мягкой игрушки, пластмассовой, надувной, плоской); различные тематические наборы; ковры для лежания и сидения, на которых при желании можно поиграть; конструкторы; познавательные игры и приборы в старшей и подготовительной группах; книги; емкости для хранения игрушек.
Предметно-пространсвенно-развивающую среду условно можно разделить на несколько зон: