Сайт детского сада №422 "Лорик"

Создание условий для развития потенциальной одаренности ребенка

Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, неза­урядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренные дети могут иметь высокие интеллектуальные, конкретные академические, творческие или продуктивные, лидерские, психомоторные способности, а так же способности в области художественного и исполнительского искусства.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в каче­стве потенциала психического развития по отношению к последу­ющим этапам жизненного пути личности. Следовательно, создавая интегральное образовательное пространство вокруг ребенка, мы тем самым подготавливаем почву для развития актуальной и потенциальной одаренности каждого ребенка в детском саду.

Различают актуальную и потенциальную одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют «потенциальной».

Авторы проекта:  Изюмова Е.А., Слесарева Н.Р., Мильто Е.Н., Шарипова О.В.

Цель проекта: Создание условий для развития потенциальной одаренности ребенка.

Задачи:

  •  создание развивающей предметной среды, в которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии;
  • координация деятельности педагогов, воспитателей, социальных партнеров  и родителей по развитию актуальной и потенциальной одаренности детей в образовательном процессе;
  • поиск новых методов и приемов, обогащение содержания реализуемых программ современным материалом.

Концептуальные основы деятельности

Современные исследователи, развивая отечественные традиции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), предложили ряд оригинальных концепций детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). Наиболее крупной работой в этой области явилась концептуальная модель одаренности, предложенная коллективом авторов: Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, И.И. Ильясовой, Н.С. Лейтесом, A.M. Матюшкиным, В.И. Пановым, И.В. Калиш, М.А. Холодной, В.Д. Шадриковым, Н.Б. Шумаковой, B.C. Юркевич. Она позволяет успешно решать широкий спектр научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, воспитания и обучения одаренных детей в образовательном процессе.

Детский сад являлся членом сети инновационно-активных ОУ Уральского региона ФЭП АПК ПРО (г.Москва) с 2011-2016 год и тема исследования педагогического коллектива: “Развитие потенциальной одаренности детей дошкольного возраста” (Сертификат ).

Проведенные педагогами исследования и разработанные методические материалы позволяют создавать условия и вести образовательный процесс для развития потенциальной одаренности детей.