Сайт детского сада №422 "Лорик"

Инновационные педагогические технологии физического воспитания

Физическое развитие дошкольников – это процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, коррекция двигательной активности детей, развитие физических качеств личности, оздоровление детского организма. В связи с этим, многие ученые и практики разрабатывают инновационные педагогические технологии физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

В отличие от традиционного подхода, личностно-ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, возможностей, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. В связи с этим представляет значительный интерес технология, используемая в «Центре театральной педагогики», действующем на базе детского сада №422 «Лорик» в г. Екатеринбурге. Физическое развитие воспитанников является неотъемлемой частью этой технологии.

В «Центре театральной педагогики» в основу процесса развития ребенка дошкольного возраста легли следующие постулаты: идти от жизненного опыта ребенка, от его потребностей и интересов, потенциальных способностей; соизмерять преподносимый ребенку материал с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций и на этой естественной основе развивать его дальше.

Предметное обучение, начинающееся с 3-х летнего возраста, не означает, что в детском саду все подчинено изучению той или иной образовательной области и занятия проводятся в режиме школьного урока. В основе лежит игра – самая естественная из всех потребностей ребенка познающего окружающий мир; универсальная модель коллективного творчества, средство становления ребенка как субъекта образовательного процесса.

Организационно-содержательные предметно-игровые блоки:
  • Творческая игра как введение в социальный опыт и предметный мир.
  • Здоровье и физическая культура.
  • Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим.
  • Развитие речи. Приобщение ребенка к книге.
  • Словесность.
  • Царство природы.
  • Исследовательская деятельность
  • Живая математика.
  • Введение в язык искусства.
  • Изобразительная деятельность как эстетическая игра реализуется в художественной мастерской (рисование, лепка, аппликация).
  • Конструирование.
  • Театрализованная деятельность.
  • Музыка в жизни ребенка.
  • Художественная мастерская.

При всем многообразии изучаемых предметов соблюдается принцип комплексности. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное, предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей. Использование парциальных, авторских программ успешно сочетается с общепринятыми – традиционными. При всем при этом в детском саду происходит рождение новых, нетрадиционных направлений, таких как «Введение в язык искусства», «Музыка-речь-движение» и др.

Таким образом, происходит возрастание ценности творческого видения мира ребенком, что превращает образование из традиционного, ориентированного (знания, умения, навыки), в развивающее и опережающее. Смыслом образования становится самореализация в различных видах деятельности. У ребенка появляется возможность стать индивидуальным, уникальным субъектом жизни.

Необходимо учитывать, что дошкольный возраст-это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.

Основные подходы к развитию игровой деятельности детей:

  • Обеспечение условий для разнообразной игровой деятельности детей, свободного выбора ребенком вида игры, соответствующего его интересам.
  • Развитие у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  • Поощрение свойственного детям этого возраста стремления смастерить своими руками недостающие для игры предметы.
  • Формирования у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил в процессе игры.
  • Игра форма организации жизни детского сообщества. Педагог внимателен к отношениям, складывающимся между детьми в игре, способствует укреплению детских игровых объединений.
  • Совершенствование умения детей регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и комплекса игровых правил.
  • Поощрение самостоятельной игры детей во всех ее формах.
  • Поддержка интереса детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, собственных сочинений.
  • Стимулирование участников игры к использованию выразительных средств (речи, жестов) при передаче характера исполняемого персонажа.

Ценность рассматриваемой технологии заключается в комплексном подходе обучению воспитанников. При этом развитие физических качеств детей неразрывно связано с развитием иных направлений становления личности ребенка.

В основе игры, применяемой на занятии по физическому воспитанию, лежит определенный сценарий «Путешествие по реке», «Поход в джунгли» и т.д. В рамках общего сценария существуют ситуационные мини-игры, рассчитанные на развитие кондиционных физических качеств, это «велосипед», «крокодил», «переправа через реку» и др. Единство сюжетной линии занятия позволяет в большей мере заинтересовать детей, поскольку стремление достичь цели, изначально обозначенной в сценарии «освободить принцессу», «найти клад» облегчает переход к изучению более трудных упражнений и позволяет значительное время удерживать внимание воспитанников