Сайт детского сада №422 "Лорик"

Особенности использования подвижных игрв процессе физического воспитания детей в возрасте 5–6 лет

Авторы: Путров М. М., Веденина О.А.

Одним из наиболее важных способов формирования физических навыков ребенка, несомненно, является подвижная игра. Дети во все времена с большой охотой принимали участие в различных играх, не задумываясь о том, что в процессе игры они приобретают необходимые навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы организовать, направить, скорректировать процесс игры в целях достижения оптимального результата.

Особенное значение для этого имеет подвижная игра с правилами – сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

При этом следует обязательно учитывать возраст ребенка. В первые годы жизни особенно заметны различия в физическом и психическом развитии детей при даже не существенной (по меркам взрослого человека) разнице в возрасте, и эти различия обуславливают особенности игр, предлагаемых детям педагогом.

Для каждой возрастной группы детей должны ставиться особые задачи, которые реализуются в процессе игры. В качестве примера могут быть рассмотрены особенности двигательной (в том числе игровой) активности и подготовленности детей в возрасте 5 – 6 лет.

В данном возрасте уже отчетливо прослеживается сотрудничество детей в процессе игры и подчинение общим правилам для всех играющих. Попытки установить свои правила или демонстративный отказ от соблюдения правил нередко приводит к конфликтам, исключению из игровой группы, что весьма нежелательно, поскольку может привести к изоляции ребенка и последующим психологическим проблемам. И в этой ситуации особенно велика роль педагога, выступающего в качестве независимого арбитра, способного своевременно предотвратить развитие конфликта и восстановить позитивную атмосферу, столь присущую детской игре.

Следует учитывать, что в пятилетнем возрасте наиболее существенна разница в показателях двигательной активности между мальчиками и девочками во время самостоятельной деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера. Девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры с преобладанием статических поз, такие как «Семья», «Больница» и т.д. Вовлечение педагогом девочек в совместные с

мальчиками подвижные игры позволяет уменьшить разрыв в двигательной активности между детьми обоих полов.

Ближе к шести годам двигательная активность детей становится более осознанной и разнообразной. В связи с развитием двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Зачастую дети самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через скакалку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки.

В возрасте 5 – 6 лет заметны и сезонные колебания двигательной активности, проявляющиеся в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Отмечаются и суточные колебания двигательной активности в течение суток, отчасти связанные с распорядком дня в детском дошкольном учреждении.

К концу дошкольного возраста формируются новые сенсорные способности – определение параметров (длины, ширины, высоты). Дети начинают ориентироваться в пространстве и во времени, в связи с чем игры видоизменяются, становятся разнообразнее и сложнее.

Дети в возрасте 5-6 лет уже могут воспроизводить достаточно сложные движения, требующие определенной концентрации внимания и координации. Однако однообразное повторение одних и тех же движений приводит к быстрой утомляемости ребенка, потере интереса к монотонной физической активности, стремлению переключиться на те игры, в которых движения ребенка будут свободными. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы в ходе игры организовать процесс получения ребенком необходимых физических и психических навыков при сохранении интереса ребенка к происходящему. Достигнуть этого можно, в частности, путем деления одной игры на блоки, в ходе выполнения каждого из которых детям нужно достигнуть определенного результата с использованием разных физических навыков («взобраться на гору», «переплыть через реку», «перепрыгнуть через пропасть»). Естественно, что прохождение всех блоков игры должно привести к заранее объявленному для играющих результату (например, «освободить принцессу»).

Таким образом, подвижная игра под руководством педагога представляет собой один из самых эффективных инструментов физического и психического развития детей в возрасте 5 – 6 лет.